Авангард и архитектура сознания

Более подробно принципы выставки или аудиовизуального проекта изложены в полной концепции.

Нераскрытая тайна авангарда.

Искусство авангарда, родившееся на рубеже 19 и 20 столетий, до сих пор тревожит воображение людей во всем мире. Сегодня ценятся полотна и композиции, как основоположников этого направления, так и представителей современных течений авангарда.
Но между тем зрители и сегодня разделяются на две непримиримые группы. Одни полагают, что абстрактные произведения – это «мазня» шарлатанов, другие же искренне считают, что авангард – это подлинное и высокое искусство.
Однако и самые последовательные поклонники авангарда не смогли до сих пор приоткрыть завесу тайны, по сей день скрывающей от любопытных глаз смысл этого грандиозного направления в мировой культуре.

Авангард как новая реальность.

Настоящая выставка, поможет понять содержание, закодированное в произведениях авангарда. Сделать это нам помогут великие научные и технологические достижения минувшего столетия.
Это, прежде всего, открытия в области теории относительности пространства и времени, компьютерной техники и информатики, генетических кодов, высшей нервной деятельности, теории сознания, телекоммуникаций, астрономии, интернета, квантовой механики, ряда других важнейших направлений, определивших облик двадцатого столетия.
Основоположники авангарда называли это искусство Беспредметным. То есть они подразумевали, что где – то рядом с нами находится некий невидимый объект, передающий им информацию, образы, модели каких-то пока непонятных, или не вполне понятных для них структур.
Объект этот, словно бы находится в ином измерении. Он не слышим и не видим, зато присутствует в сознании авангардистов, которые имеют возможность общаться с ним и отражать его присутствие в своих произведениях, получая при этом важнейшую, но не разгаданную информацию.
Сегодня мы имеем основания предположить, что беспредметный объект, созерцанием которого занимались представители авангарда, есть не что иное, как наше сознание в той ее части, которую принято называть бессознательным.
Авангардисты в отличие от представителей реальных направлений в искусстве, переключились на внутренний процесс созерцания работы нашего мозга и перевели некоторые аспекты бессознательного на уровень осознаваемого.
И, как ни парадоксально может многим показаться, созерцая скрытую работу собственного сознания, они и стали авангардом двадцатого века и предвосхитили многие их тех грандиозных открытий, о которых говорилось выше.
Говоря о том, что авангард предвосхитил открытия, мы далеки от мысли, что он их сделал. Авангардисты отразили сам дух надвигавшегося двадцатого века и поставили акценты на тех процессах, которые в дальнейшем при их изучении уже крупными исследователями в области информатики, биологии, физики и других направлений привели к великим открытиям нового времени. Но авангард поставил акценты именно на этих, важнейших для будущего всего человечества, процессах и явлениях. Именно их он отобрал из бесчисленного количества иных явлений.
По всей видимости, это случилось потому, что наше сознание обладает некими скрытыми, но реальными возможностями, которые еще мало изучены. Авангард первым заметил эти возможности, что позволило ему увидеть невидимое для большинства людей.
«Авангард проявляет внутренний мир всех видимостей и воплощает то, что обыкновенный глаз не видит и не понимает» – писал в начале прошлого века известный деятель этого направления М. Матюшин
И сегодня «обыкновенный глаз» большинства зрителей не видит того, что предстало перед художниками этого направления. Поэтому экспозиция выставки напоминает поле раскопок Беспредметного Нечто.
Как выясняется, облик этого объекта зашифрован в кодированных сообщениях. Разгадать же этот код нам как раз и помогут те великие открытия, которые были сделаны человечеством в двадцатом столетии.
Когда коды будут раскрыты, то в завершении экспозиции зрители с удивлением увидят, что перед ними предстала некоторая грандиозная беспредметная структура, которую и отражали художники в своем творчестве. И это Нечто называется структурой Сознания.
Очень большое внимание в концепции уделяется художественному и философскому творчеству В. Кандинского, которому принадлежит выдающаяся роль в осмыслении философии авангарда, как провозвестника новейших научных и технологических идей двадцатого века.
Эти мысли он высказал в книге «Точка и линия на плоскости», в которой есть важные наблюдения над механизмами работы сознания и утверждения о принципиальной возможности художника предвосхищать многие открытия.

Принципы демонстрации и организации экспозиции:

А. Демонстрация осуществляется, либо с помощью только аудиовизуальной программы на жидко – кристаллических панелях.
Б. Либо с помощью, как этой программы, так и одновременной параллельной демонстрации оригиналов работ и моделей, которые будут подобраны в соответствии с концепцией.
В. Однако, кроме аудиовизуальной программы должны быть представлены объекты, иллюстрирующие идею концепции, в частности, весьма выразительная лазерно – голографическая модель Архитектуры сознания, а также еще ряд моделей и объектов, иллюстрирующих замысел экспозиции.

Зрительская аудитория.

Экспозиция такого рода своей оригинальностью может привлечь многих поклонников, как авангарда, так и представителей научной общественности, философов, психологов, биологов, словом, той части думающей интеллигенции, для которой и работают российские музейные собрания.

Авангард и археология сознания.

Для того, чтобы было легче раскрыть тайный смысл авангарда, экспозиция разделена на несколько сфер:
сферу отражений и информационных технологий, сферу кодов; сферу моделей; сферу пространства и времени.
В каждой из них будут находиться произведения, или их изображения, иллюстрирующие связь авангарда со многими выдающимися открытиями двадцатого столетия.
Экспозиция во многом напоминает поле археологических раскопок в области искусства, поскольку смысл многих полотен художников скрыт и требует проведения своего рода раскопок в области сознания, которые помогут раскодировать абстракции авангарда, которые на самом деле есть послания о важнейших явлениях и событиях двадцатого столетия.

Сфера отражений и информационных технологий .

В ней будут представлены работы авангардистов в аудиовизуальной форме, либо аудиовизуальной форме и оригиналах, а также слайды, иллюстрирующие процессы создания зрительного образа в нашем сознании.
Смысл этой части экспозиции заключается в том, что мастера авангарда, работающие в жанре кубизма, отразили процессы формирования образа. То есть тот аспект работы мозга, который обычно скрыт в бессознательном.
Зрительное изображение в мозге на сетчатке разлагается на множество кубиков и квадратов, наподобие сетки телевизионного экрана. Затем из этих кубиков складывается образ , который отражают художники в своем творчестве.
При этом образ начинает складываться из композиций, которые чрезвычайно напоминают супрематические конструкции. То есть такие конструкции как бы отражают первичные этапы рождения образа.
Однако при этом нужно помнить, что целью художника не может быть отражение процессов создания образа. Он их отражает попутно, создавая новую реальность. Именно в этом и заключается не поддающийся точному научному анализу смысл искусства, в котором всегда есть качество, лежащее вне сферы знания, а именно способность создания совершенно нового объекта или образа, который всегда отличается от оригинала.
В экспозиции будет показано, что произведения кубистов и супрематистов на самом деле во многом отразили процесс дискретной обработки информации в сознании и тем самым впервые обратили внимание на информационные и кодирующие технологии формирования образа.
Конечно , художники не изобретали этих технологий, но в их творчестве поставлен акцент на то, что сознание использует такие технологии.
Когда, столкнувшись с таким же образами в своем сознании, на эти процессы обратили внимание исследователи, то на их основе и были созданы современные информационные технологии в области телеметрии.
Таким образом, можно предположить, что в этом смысле искусство авангарда отразило некий поток образов, которые говорят о приближении нового мира двадцатого столетия.
То есть мы можем предположить, что искусство авангарда отразило некоторые, как сейчас принято говорить, оптико-нейронные процессы, проходящие в нашем мозге.
Изображение полученные художниками, прежде всего имеются в виду представители кубизма, супрематизма, а также «лучизма» позволяют предположить, что сознание художников как бы получило возможность отражать те процессы оптической передачи образов и диссоциации информации , которые обычно скрыты в подсознательном и не выводятся в область осознаваемого.
Многие картины кубистов и супрематистов напоминают растровые программы, используемые сегодня в компьютерной технике. Но, безусловно, нельзя говорить о понимании оптико-нейронных процессов художниками. Можно лишь высказать предположение, что они отразили эту сферу работы сознания.
Некоторые художники, в частности, В. Кандинский делали также предположение и о том, что оптические образы и картины в сознании распространяются от некоего универсального центра, который транслирует их в разные отделы сознания, где происходит их обработка.
Каждый из данных образов повторяет архетип главного образа и, тем самым можно сделать предположение, что художники отметили принцип голографичности распространения информации в сознании.

Сфера кодов.

В ней будут демонстрироваться работы авангардистов. Параллельно им будут представлены фото и изображения кодированных картин работы нашего мозга, интернет и мобильных сообщений, генетических структур, цифровой записи и другие иллюстраций самого принципа кодирования.
В частности , В. Кандинский ставил своей задачей научиться кодировать не только изображение, но также цвет, свет. Он не только ставил своей задачей кодировать реальное изображение, но и пытался найти ключи к тем кодам, которые, как он полагал, могут подойти к абстрактным образам, кодировавшим процессы передачи информации в мозге и в частности подсознательном. Именно эти образы отражали в своем творчестве авангардисты.
При этом многие картины, в частности кубистов , отражающие процессы формирования зрительного образа, были построены по принципу Интернет сообщений.
Образ сначала разбивался на множество кубиков, которые собирались под воздействием некоего алгоритма уже в несколько отличную от реальности картину, то есть использовали принцип Интернета , где целостные сообщения собираются из потока беспорядочно передаваемых фрагментов.
Краткий смысл таких сопоставлений заключается в том, что представители авангарда задолго до открытия компьютерных и генетических языков, интернета, принципов передачи образов, формирования изображений на экранах телевизоров и компьютеров и ряда других открытий предвидели и использовали эти принципы в создании своих произведений.
Многие картины художников на самом деле не абстракции, а отражения процессов кодирования информации и формирования образов в нашем сознании. Но эта сфера реальности превращена гением художников в высокое искусство, также как реализм превращает в это искусство реальные сферы.
Будут представлены произведения , зарисовки и высказывания В. Кандинского, замечавшего, что все его произведения используют принципы кодирования информации и впервые, задолго до открытия цифровой передачи информации заявившего, что цвет, пространство, время могут быть переданы с помощью кодов.
На примере некоторых абстракций будет показано, что эти коды организованы по принципу интернет сообщений и это задолго до открытия интернета.
Таким образом, через сравнения произведений авангарда и объектов из области информатики, высшей нервной деятельности, компьютерных программ, будет показано, что авангард предвосхитил многие из этих открытий, не имея еще никакой научной базы, но используя лишь скрытые возможности нашего сознания.

Сфера моделей.

В ней будут представлены модели, или их фото классиков и современников авангарда. В частности, Родченко, Татлина и др.
Идея этой части экспозиции заключается в том, что наше сознание имеет возможность получения априорной информации об устройстве тех объектов, которых оно якобы не может видеть.
Эти модели объясняют многие глобальные процессы во Вселенной микро и макро – мирах. Эта сфера по своей идеологии связана со сферой отражений, но показывает, что из отражений информации с разных этажей Вселенной наше сознание способно строить модели.
Идеологически эта сфера связана с тем, что И. Кант называл «чистым разумом», передающим в наш мозг априорные сообщения.

Сфера пространства и времени.

Авангардисты, в частности, В. Кандинский, неоднократно замечал, что хотят ввести в свои произведения не только цвет, форму, но также пространство, музыку и время.
Кстати сказать, В. Кандинскому среди художников авангарда принадлежит особое место в философском осмыслении смысла этого направления.
В своей книге «Точка и линия на плоскости» известный художник отмечал, что в искусстве будущего в художественных произведениях будут использоваться объекты времени, пространства и звука. При этом они будут кодироваться с помощью простейших кодов, состоящих из двух или трех элементов.
То есть художник в части изображения звука и цвета предвосхищал современные цифровые технологии, при этом подчеркивалось, что время и пространство также созидаются нашим сознанием с помощью кодов.
По сути, мастером выдвигалась интереснейшая и еще непонятая до конца теория о том, что пространство и время созидается нашим сознанием из некоего объекта, который сам по себе не является пространством и временем!
Это во многом предвосхищает теорию о создании пространства и времени из единого поля, находящегося во Вселенной. Той теории, которая родилась значительно позже, в недрах квантовой физики и работах А. Эйнштейна и Н. Бора.
При этом наше сознание имеет в своем распоряжении своего рода машину пространства и времени, созидающие эти два таинственные объекта нашей жизни.
В этой связи Черный квадрат К. Малевича и Спираль Татлина приобретают не абстрактный, но более определенный смысл:
иллюстрацию таинственного процесса возникновения пространства, проиллюстрированный Черным квадратом и процесс рождения времени, показанный Спиралью Татлина.
Тот же В. Кандинский отмечал, что обобщение материалов наблюдений авангардистов за работой Беспредметного , то есть за нашим сознанием, «есть задача философии и в высшей степени синтетическая работа».
Собственно, эта синтетическая работа, которая могла быть проделана благодаря последним достижениям науки, технологии, информатики и философии, и привела к возможности создания концепции такой экспозиции.

«Письмо» о будущем.

Как уже говорилось, экспозиция напоминает некие археологические раскопки на поле сознания. Они помогают нам раскрыть его тайные возможности и понять скрытую структуру.
Сами же произведения теряют свойство чистых абстракций и становятся новой реальностью. Одновременно они помогают создать некую теорию и модель работы сознания, которая и будет представлена в завершающем разделе выставки в виде зрительно весьма интересной и красивой голографической модели. Более подробно эта модель описана в полной концепции проекта. Эта модель композиционно поможет создать из выставки целостное зрелище что привлечет зрителей.
В экспозиции можно красиво, убедительно и доказательно показать, что Авангард предвосхитил ряд важнейших открытий 20 века:
– двоичное кодирование информации и создание программ;
– передачу сообщений по принципу Интернета;
– возможность априорного получения моделей объектов, которых
наше сознание, казалось бы, не может видеть и созерцать;
– цифровую и дискретную передачу информации, на примере
кубизма и других направлений;
– теорию относительности;
– теорию создания пространства и времени на основании поля;
– теорию образования форм при творческих процессах;
а также ряд других важнейших открытий, создавших облик нашего времени.
Одновременно с неожиданной стороны раскрывается и смысл этого художественного течения. В контексте данной концепции авангард – это некое «послание», полученное художниками в начале двадцатого столетия.
В этом «послании» закодирован смысл многих важнейших открытий новейшего времени, о которых, естественно, еще не могли знать художники. Во многом именно этот факт делает искусство именно авангардом, то есть течением, открывающим истины нового времени.
Естественно, что художники не делали и не могли сделать эти открытия. Однако тот факт, что те же самые абстрактные образы получали не только представители российского авангарда, но и европейского, в частности П. Пикассо, В. Кандинский, работавший в этот момент в Германии, и др., говорит об универсальности этого процесса. О таких же явлениях пишут многие представители квантовой физики, генетики, создавшие двойную спираль ДНК, которая пришла в их сознание в виде модели, специалисты в области теории зрительных образов.
Можно предположить, что в определенный момент сознание не одного, а множества людей, находящихся в разных местах и в разных странах, получает сходную информацию.
В сознании художников она приобретает форму абстрактных произведении, но люди других профессий интерпретируют эту информацию в области физики, компьютерной техники, голографии , биологии и т.д., что и привело к великим открытиям нашего времени.
Один из многих удивительных выводов, вытекающих из этой концепции заключается и в том, что наша цивилизация развивается таким образом, что человечество задолго до наступления новой эры получает некое, не всегда понимаемое людьми, сообщение о сущности этой эры.
То есть мы имеем здесь дело со способностью человеческого сознания получать образы будущего. Кстати, в этом смысле иррациональное искусство всегда шло впереди рациональной науки.
Безусловно, искусство авангарда, как всякое крупное художественное явление, неисчерпаемо по заложенному в нем многогранному смыслу, и не может быть сведено лишь к отражению неких кодов нашего мозга, отражающих информацию о макрокосмосе.
Смысл этого художественного течения много шире. И он , как смысл любого крупного художественного явления, многогранен и неисчерпаем.
Однако, то, что представители этого направления смогли углубиться в бессознательное и открыть в нем процессы, обычно скрытые от нашего сознания, лишний раз доказывает огромную ценность этого художественного течения для мировой культуры и приоткрывает завесу над его еще до конца не раскрытой его сущностью.
Отталкиваясь от работ этого направления, а также от работ в области архитектуры сознания мы можем предположить , что в нашем мозге, как микрокосмосе действительно есть аналоги процессов, существующих уже в макрокосмосе. То есть, что наш мозг своего рода Микрокосмос и чем-то действительно повторяет структуру Космоса. То есть в нашем сознании есть информация о многих еще неизвестных нам явлениях , процессах и объектах
Наблюдение за «лабораторий творчества» в сознании, которым, в частности, занимался В. Кандинский, позволяет найти те процессы в области информатики, образования пространства и времени, кодирования информации, на основе которых были сделаны реальные технологические открытия нашего времени.
В экспозиции или аудиовизуальной программе можно показать те элементы архитектуры сознания, используя которые предположительно можно сделать такого рода открытия.
В конце экспозиции может быть представлена некая лазерно-голографическая модель Архитектуры сознания, которая позволит явно показать те элементы архитектуры, которые отразились в творчестве представителей авангарда.
Одновременно такой подход подводит реальную почву под многие произведения, кажущиеся нам лишь абстракциями, и говорит о том, что в основе абстрактного принципа лежат некие уровни реальности, которые, по словам того же М. Матюшина, просто «не видит и не понимает обыкновенный глаз».
Нужно отметить, что процесс предвосхищения искусством многих явлений науки и технологий универсален. Он имеет место и в иные эпохи, в частности, эпоху Возрождения. Искусство всегда предвосхищало многие явления грядущих эпох. Иррациональное знание как бы шло впереди рационального.
Кстати, процесс отражения дискретности образа начали еще импрессионисты, в частности, полотна Сера уже напоминают дискретные картины расщепления образа, авангард лишь углубил степень проникновение художников в бессознательные сферы беспредметного.
Однако именно искусство начала прошлого столетия столь глубоко проникло в многогранный смысл грядущей эпохи, что в этой связи лишь оно по достоинству носит имя Авангарда.