Опыт философии антиподий.

Вступление.

Было время, когда люди жили на плоской Земле, стоящей на Трех Китах и погруженной в незыблемую твердь небосвода, с сияющими в нем бриллиантами далеких звезд.
Все, кто хотел, видели этих китов и душой своей ощущали незыблемую небесную массу, не дающую нашей планете рухнуть в бездну.
Наступило иное время, и люди поняли, что они живут на круглой планете, падающей вокруг Солнца. Небесная же сфера оказалась наполненной мертвой и ледяной пустотой, держащей в своем плену неисчислимые космические тела.
Прежняя вселенская твердь неожиданно исчезла, и на ее место пришло нечто невидимое, но всемогущее. Кстати, и по сей день никто, в сущности, не понимает, какими силами ледяная пустота Космоса сохраняет архетектонику Вселенной.
При этом мы абсолютно спокойны. Мы все ведь что-то слышали о великой силе тяготения, проникающей повсюду и совершенно непонятными способами созидающей основы вселенской гармонии.
Было время, когда древние египтяне построили свои пирамиды, чтобы они указывали людям на то место в бездне Вселенной, где покоились Врата Рая.
Тогда люди, поднимая головы, и взирая на ночной небосвод, отчетливо видели эти Врата и весь свой земной путь посвящали тому, что готовили свои души к иной жизни, в которую они должны были вступить после смерти. Бог же в то время был один, и называли его богом Солнца «Ра».
Не одну тысячу лет культура Египта посвятила этому посмертному служению. Фараоны, жрецы, купцы, крестьяне и рабы, – все знали, что их нетленные души после смерти бренных тел пребудут в вечности, а жизнь человеческая есть лишь только прелюдия к переходу в иной, более прекрасный мир.
Во имя этой гигантской идеи властители долины Нила строили пирамиды, дворцы и храмы, миловали и казнили, вели войны и покоряли народы, открывая перед варварами незыблемые для того времени истины бытия.
Но наступило иное время. Потусторонняя идея древнего Египта о путях в царство мертвых почему-то стала меркнуть и уступать место новым, не менее великолепным истинам. Они пришли и принесли с собой иной, удивительный мир, который как оказалось, всегда находился рядом, но почему-то до определенного времени не замечался людьми.
Вот пришла эпоха радостной Греции. И тут неожиданно выяснилось, что миром правит совсем не Бог Солнца Ра, но множество Богов, каждый из которых отвечает за свою часть Космоса. За мир и войну, любовь и ненависть, свет и тьму, буйство стихий и человеческую судьбу.
И люди в очередной раз поразились тому, как мог целый народ, построивший великие пирамиды, служить миру мрака и смерти, и какому-то странному Богу Солнца, когда в действительности кругом под управлением сонма богов буйствовал мир жизни, страсти и счастья.
Появились новые храмы, а с ними и новые кумиры , которым стал служить человек, вновь забывший о том, как он совсем недавно поклонялся старым идолам и не замечал, что все вокруг устроено совсем иначе, чем сообщали ему его прежние «отсталые» Боги.
В который раз уже стало ясно человеку, что мир совершенно не такой, каким он представлялся ему только – что , что им правят другие, прекрасные и могущественные боги, присутствие которых ранее он почему-то не замечал.
Во имя этих новых властителей мира человек и человечество вновь стало вести войны, казнить и миловать, строить дворцы, храмы, творить великие произведения искусства и культуры.
Измена одному из них и даже мысль о том, что оно не существует, карались позорной смертью, или же вечным изгнанием.
Промелькнули столетия, и вновь наступило иное время. Неожиданно единый Бог стал властвовать повсюду. Самое поразительное, что люди, некогда молившиеся многим Богам, также покорно вручили свою судьбу и жизнь Единому Вседержителю Неба и Земли.
Им вновь даже в голову не пришло спросить, куда же делись их прежние кумиры, что освещали их жизненный путь и покровительствовали в бурном и беспокойном мире.
Постепенно единый Бог проник во все уголки Земли, за исключением разве что совершенно заброшенных и пустынных пространств.
Он появился в ликах Будды, Христа, и Магомета. И самые культурные и развитые нации посвятили себя служению новому всемогущему властителю мира.
В свои права иная новая жизнь, пронизанная единым и великим началом Творца Мира. Но и эта жизнь, принесшая с собой новую эпоху, культы и культуры оказалась пронзена некими поразительными странностями и несоответствиями.
Хотя буддисты, мусульмане и христиане увидели единого Бога, но всем он почему-то предстал в разных обличьях. Христиане сказали, что хотя Бог и один, но на самом деле существует он в трех лицах. Отца, Сына и Духа Святого. Все они раздельны, но при этом едины и неделимы.
Буддисты вообще растворили Вседержителя в круговороте миров и создали учение о реинкарнации и переселении душ. Целью же бытия они провозгласили достижение высшей степени просветления и покоя. Нирваны.
Мусульмане, в свою очередь, заявили, что человек не в силах узреть образа Бога и потому нельзя его изображать. Бог не сходит на Землю, но шлет свои откровения избранным им пророкам, последним из которых был Мухаммед.
Эти многоразличные образы единого Бога открыли разным народам новые миры, которые, очевидно, всегда существовали рядом, но опять же не замечались человеком.
«Монотеистические нации» стали жить, словно в разных сферах, которые сосуществуют, но при этом каждая их них открывается лишь последовательному приверженцу того, либо иного культа. Как говорит древняя мудрость – «по их вере им и воздается».
Служение этим разным «монотеистическим» сферам, как ни странно, не прибавило счастья на грешной Земле. Как сказал Христос, «не мир оно принесло, а меч». Последователи разных учений видели разные миры и разные законы, правящие в них, но не замечали других миров и законов.
Поэтому каждая из религий принялась отстаивать свой, самый прекрасный мир, ибо не могла заметить правду другого Бога и связанного с ним мира. И меч, в который раз в истории вступил в свои права.
Святыня новой веры стала требовать безоговорочного служения себе и новых жертв. При этом мало кто из последователей различных монотеистических учений понимал самую главную правду в них изложенную, а следовали ей вообще единицы.
Я говорю об истине добра, прощения и любви к своим врагам. Почти никто из так называемых верующих не осознал, что это единственная сфера, способная объединить мир, и при этом раскрыть его таким, каким он есть, а не таким, каким он кажется разным людям и нациям, открывшим своих Богов.
Вскоре, как и полагается, идея подчинения людей единому Богу принесла с собой и свое отрицание. Совершенно неожиданно выяснилось, что рядом с миром Бога, пусть единого и неделимого, но сущего в трех ипостасях есть и другой мир. Мир материи, якобы созидающей все и вся во Вселенной.
Бог постепенно стал растворяться в небытии, будто его и не существовало, и новый мир открылся перед глазами изумленных зрителей, которые в очередной раз смотрели вокруг и вновь не могли понять, как только что они не замечали, что рядом существует чудесная субстанции, сама из себя возводящая все вокруг, не нуждаясь в помощи уже ненужного никому Бога?
И вновь мало кто подумал о том, как совсем недавно человечество жило без этой субстанции, без огромного и находящегося рядом сонма атомов, молекул, превращений энергий, электричества и других, ранее немыслимых чудес.
Почему же человек вновь не видел того, что было рядом, но видел то, чего якобы не было и, более того, жил в этом эфемерном и несуществующем мире?
Почему все время нас преследует эта смена истин, открывающих для нас новые миры и всякий раз направляющих по иному пути?
Казалось,  не  осталось   ничего в подлунном мире, что не  могла бы созидать всесильная  материя. Свойства  вещества,  сама  жизнь, мысли и чувства, все подчинялось  новому  единому  Богу, но уже  в ее лице.
Но вот уже  новый мир в очередной раз предстает перед человечеством.  Выяснилось, что звезды  не  «подвешены»  в пустоте, а летят друг от друга  с неимоверной скоростью, бегом своим  приближая конец  света. Предвещая  неотвратимый коллапс, после которого  вся  Вселенная   вновь  неизбежно превратится  в    ничтожную точку,  когда – то  якобы давшую начало большому  взрыву.
В наше время поразительный и сопутствующий нам на протяжения   всей истории   цивилизации  « вальс    истин»  отнюдь не прекратился. Более того,  двадцатый  век спрессовал  время,   и  смена  «правд»  совершается  сейчас, как  никогда  быстро.
Одна  за другой  рождаются  потрясающие технологии и концепции.  Мобильная  связь, компьютеры,  телевидение,   внедрение  человека  в азбуку жизни – генетику, создание   новых организмов, – все это на  самом  деле  постоянное   открытие новых миров, связанных  с  новыми   и новыми  истинами, каждая  из которых  постепенно и неизбежно начинает отрицать предыдущую.
Вот уже  появляются  сведения, что  наша Вселенная, возможно,  и не разлетается  в результате  большого взрыва, которого, возможно, и  не было вовсе.  Вот  сама  материя, основа  основ   современного мира,  начинает  исчезать  в небытии.
Атомы  распадаются  на  фотоны,  нейтроны  и   другие,  бесконечно малые  частицы, которые   уже  в свою очередь растворяются  в понятии    всемогущего  единого  поля. Невидимой и неслышимой  силы, «руководящей»  в этом мире всем:  от тяготения – до  времени, пространства  и  жизни   самих людей.
Старый мир надежной материи,  как  и  твердь   доисторического  неба   дававший   опору нашему сознанию, начинает рушиться   и перед  изумленным   взором  наиболее  любопытной  современной  публики из  черного мрака  небытия  неуклонно и  медленно   надвигается  новый  мир.
Падают  столпы традиционной науки и веры,  вслед за ними  рушатся  правды  социальных   течений коммунизма и  капитализма, под знаменем которых  человечество   жило  последние   десятки и сотни  лет.  Тем самым  вновь и вновь подтверждается  старая  мысль, что  «ничто не вечно под Луною».
Но  человек как раньше, так и сегодня   не  может  так  жить. В нем остаются  вечные  проклятые вопросы о подлинном   устройстве мира  и  смысле  нашей жизни.
И сегодня мы  не можем не искать некоей  прочной опоры  в  своем бытии. Той вечной и  неизменной архитектуры,  во имя которой стоит жить и умереть.
Даже в наше пошлое время  человек  подозревает, что  в основе нашей жизни и бытия  всей  Вселенной  лежит некая  великая  Тайна, что не все  так просто,  как  нам кажется, что несмотря ни на какие  материалистические откровения,  древние предания о вечной  жизни, возможности сотворения чудес,  продолжении  нашего бытия  в ином мире  связаны  с чем-то,  что скрыто  от наших глаз,  но в действительности  существует.
В этот драматический момент духовного смятения  наиболее  пытливые и умные  из нас  вновь ищут вечные  ценности  и самозабвенно обращаются  к Богу,  но и здесь  их  ждет некоторое  разочарование.
Современный  человек  не  способен  безусловно и искренне  разделить все догматы  церкви. Он не понимает, как миром  может управлять  единый  Бог, пребывающий в трех лицах  и при этом остающийся единым и неделимым.
Он  не  в силах  объяснить, почему  Бог, якобы имеющий  безраздельную власть над Небом и Землей,  допускает  такие   чудовищные несправедливости, присутствующие в  самой «конструкции жизни».
В этом смысле не худшие из нас напоминают  Ивана  Карамазова, не принимающего  самого  принципа  божественного  устройства  бытия.
Заметьте.  Я не говорю, что Бога  нет, а догматы веры несправедливы, а   лишь  замечаю непреложную истину, что  разум  большинства  наших современников  не в силах искренне  воссоздать  в себе  образ Божий  в соответствии всем  без исключения догматам  церкви.
При этом  я касаюсь  не  только церкви христианской, но и  институтов иных монотеистических культов. Воссоздание  же образа  Бога  не по всем догматам, а лишь по  некоторым есть бесспорная ересь.
Не находя подлинного духовного пристанища  и в вере  и начиная сомневаться  в  самом важном ее принципе, а именно постулате  неизменяемой  никакими силами  Вселенной Вечности,  из бездн которой     Бог единой праведной волей своей правит всеми мирами, не веря при этом и во всемогущество  так называемой материи,   избранный   человек с удивлением  начинает подозревать,  что он живет не там, где ему это кажется , и  что Нечто или   Некто , стоящие  в тени мироздания, по сути  играют с ним злую шутку, заставляя жить в мире непрекращающегося потока  иллюзий  и скрывая   от него некую драматическую тайну бытия , связанную прежде всего  с подлинной, а не  придуманной  архитектурой  мира.
Тогда лучшие  из нас, те , в ком не окончательно погасла искра разума,   с удивлением   оглядываются вокруг и вновь задают себе,  в сущности,  три  простых вопроса.
Первый из них о том,  в каком – таком потрясающем и фантастическом    Объекте  мы живем , и почему    с каждой новой эпохой  он предстает перед нами в новом обличье, и таков ли этот Объект, каким  он  нам представляется?
Второй из них о том,  кто же правит этим  великолепным  и  почти полностью закрытым для сознания большинства Объектом,  и  почему  это Нечто или Некто постоянно    столетие, за столетием,  тысячелетие за тысячелетием  демонстрирует нам через Архитектуру нашего сознания «Вальс Вечных истин», вслед за которым  нам открываются  новые и новые миры, всегда существовавшие  рядом,  но почему – то  скрытые от наших глаз?
Третий же вопрос вечный и важнейший.
Зачем и почему мы принимаем участие   в этом  удивительном и фантастическом действе,  без сомнения связанном  с бытием этого Объекта,  иначе говоря, в чем высшая цель  нашей   жизни?
Конечно, многим  в наше бурное и меркантильное время  вопросы эти покажутся  лишними, если не безумными.   Однако, что бы мне не говорили и как бы меня не разубеждали, я глубоко верю, что от ответов на них зависит не только     жизнь  отдельных людей,  но и будущее  нашего мира.
Дело в том, что я отчетливо вижу,  что все  человечество , само того не подозревая, стоит на краю разверзнувшейся перед ним пропасти . И возможная война миров не за горами. И пропасть эта  возникает,  прежде всего, то того, что мы не знаем где  и зачем мы живем.
Мы и отдаленно не представляем архитектуры  Объекта, который приютил нас,  и  который  мы  в данный момент называем Вселенной.  Мы также не знаем главной  тайны  этого  Объекта  и  уж тем более не представляем  цели его  существования.

Согласитесь, что, не зная, где и зачем ты живешь, не соизмеряя свою жизнь с архетектоникой мира, подчиненного ясной и строгой цели, которая пока еще находится вне поля нашего сознания, трудно пройти свой путь правильно и счастливо
Именно поэтому в этой книге я и постараюсь ответить на волнующие меня, и возможно и вас, вопросы и показать, что, в сущности, мы живем совсем не там, где нам кажется, и что мир вокруг нас подобен бездне, из глубин которой наше сознание выхватывает те или иные ее части. Объект, в котором мы существуем, лишь кажется нам Вселенной, и образ его зависит лишь от архитектуры нашего сознания.
Я глубоко убежден, что настанет время, и мы увидим на месте Вселенной нечто иное, некий вновь открывшийся мир, и он, в свою очередь, окажется лишь очередной частью Объекта. И так будет продолжаться бесконечно.
Это будет примерно тот же процесс, который привел к замене мира, стоящего на «Трех Китах» на мир летящих в бездну бесконечности небесных светил.
Более того, я постараюсь показать, что, только понимая архитектуру этого Объекта и архитектуру нашего сознания, человек может построить свою жизнь так, что не будет обречен на обязательный и вечный круг страданий и заблуждений.
Я постараюсь показать и другое, а именно то, что все истины всех эпох не отрицают одна другую. Нет неправильных и «устаревших» истин. Они все говорят об одном. Они все отражают разные стороны МироЗдания, в котором мы пребываем.
Показав все это в меру моих сил в данной книге, я постараюсь обратить ваше внимание и на другое, очень важное для современного человечества событие, с которым в ближайшее время, очевидно, будет связана наша жизнь.
Дамы и господа! Прочитав эту книгу, вы, возможно, заметите, что на вас, а вслед за вами и на все остальное человечество вновь, тихо и незаметно для большинства надвигается новый мир, приход которого полностью изменит вашу жизнь, наполнив ее новыми ценностями и откровениями.
Он в корне отличен от всех предыдущих. Если прежние миры приносили каждый свою истину, то этот должен примирить все истины и показать нам новый путь.
Все предыдущее время человечество, открывая новые истины, отражало лишь фрагменты этого всеобъемлющего мира. Сейчас же настало время попытаться воссоздать его образ в целом.
Это также задача данной книги. И пройдя за мной процесс «написания» этого «портрета», Вы, возможно, увидите то же, что удалось заметить и мне.
Из тишины и мрака перед вами возникнет потрясающая воображение и великолепная структура. Созерцая ее, вы поймете, что все наши Боги, все истины есть лишь малая капля в этой бездне.
Вы восхититесь ее великолепием и возможно, заметите, что по масштабу своему это Нечто может сравниться только с новой Вселенной, новым Миром.
Возможно, вы, как и я приглядитесь к облику этого мира и с трепетом заметите, что его не нужно искать слишком далеко. Он ведь рядом. Он пронизывает наш мир в каждой его точке. Ваша душа, если она чиста, всегда способна увидеть его.
Быть может, присмотревшись еще пристальнее, Вы заметите, что в этот потрясающий мир ведет светлый луч, существующий, хотя бы в зачатке, в любом сознании. Он называется Любовью.
В книге этой я предлагаю вам отчасти повторить и мой путь, которым я в тайне от других шел всю свою жизнь, и который дал мне возможность открыть, а затем проникнуть в этот удивительный мир. Нужно сказать, что путь этот для меня самого был странен и парадоксален.
С некоторых пор, созерцая некоторые элементы архитектуры своего сознания, которое, как известно, есть микрокосмос, содержащий информацию о макрокосмосе, я стал подозревать, что в тени того Объекта, в котором мы пребываем, в действительности находится и некий иной Объект. Нечто, определяющее и дополняющее архитектуру мироздания.
Я стал искать пути к проникновению в это самое Нечто. И во время этих поисков во мне возник интерес к духовному явлению, казалось бы, не имеющему никакого отношения к волнующим меня проблемам. Я говорю здесь об искусстве русского, а затем и мирового авангарда.
Авангард стал для меня чрезвычайно интересен. И я сам не знал почему. Я чувствовал, что, несмотря на то, что этому духовному явлению уже более ста лет, грандиозный смысл его не был до сих пор понят.
Постепенно интерес к скрытой в авангарде загадке становился во мне просто навязчивым. При этом я не осознавал, зачем же мне нужно проникнуть в тайны этого странного искусства, если его вообще можно называть таковым.
Ведь мои философские поиски ответов на поставленные в этой книге вопросы, казалось бы, не имели к художественному авангарду никакого отношения.
Только много позже я открыл для себя одну удивительную истину. Она заключается в том, что, то самое Нечто или Некто, поисками которого я занимался, всегда находились вне поля нашего зрения.
Именно для этого и был создан сам принцип тайны, и по сей день скрывающей от нашего духовного и реального взора подлинную архитектуру МироЗдания.
Тайный мир предпочитал и поныне предпочитает оставаться для большинства почти невидимым и неслышимым. Однако он не мог и не может, находясь рядом с нашим миром и влияя на него, оставаться полностью скрытым.
То тут, то там его архитектуры отражаются в том Объекте, который мы считаем Вселенной, а также в другом, не менее сложном объекте нашего сознанием.
Вглядевшись в философию авангарда, я стал подозревать, что именно одно из таких уникальных отражений и заметили первооткрыватели этого искусства.
Ободренный тем, что мой разум ведет меня, скорее всего, по правильному пути, я сделал для себя еще одно удивительное открытие и понял, что сознание постоянно изменяется и расширяется, периодически получая в свое распоряжение новые архитектуры, способные отразить иные, нежели прежде, элементы Объекта, в котором мы живем.
Именно с этим, вероятно, и связано обнаружение новых миров и новых истин. Мы не видели их потому, что в нас не было «зеркал», способных их отразить.
Расширение сознание случается далеко не сразу, а скачками, один из которых, скорее всего, и запечатлело искусство, наблюдающее за Беспредметным Нечто.
Вскоре мне почему-то стало казаться, что именно это новое, более широкое сознание, зарождение которого открыл в архитектурах мозга авангард, и есть то самое «окно» в новый мир, который я сам уже давно искал.
Я начал углубляться в изучение этого, еще никем не понятого духовного потока нового искусства и постепенно увидел, что Нечто, возбудившее во мне интерес к нему, направило меня на верный путь.
Несколько художников в начале прошлого века сделали по тому же пути, которым шел и я, свои первые шаги, но в силу обстоятельств не смогли пойти дальше. Их путь прервался.
На определенном отрезке этой нелегкой дороги они оставили потомкам «клад» и завещание. Клад же их, был плодом огромного духовного труда.
По ряду причин дело их не могло быть продолжено. Путь познания тут исторически прервался. Кстати, это случается нередко. Клад никто не нашел. Завещание прочитали, но не поняли.
Увидев все это, я осознал, что Нечто, возбудившее во мне интерес к авангарду, на самом деле, хотело показать мне этот, еще никем не обнаруженный «клад».
Повинуясь силе, направляющей меня, я пошел по указанному мне пути. Через какое-то время неожиданно и даже как-то буднично я обнаружил этот клад, а в нем – сведения о некоем «тоннеле миров», что в дальнейшем и вывел меня к тому Нечто, поисками которого я был занят на протяжении долгих лет.
Нечто это оказалось столь огромным, что, увидев его, и отчасти познав его потенции, я дал ему имя Сверхмира , по отношению к тому, в сущности, весьма небольшому Объекту, в котором мы с вами находимся.
На страницах этой книги я предлагаю Вам последовать за мной и пройти по тому «тоннелю миров», в котором побывал и я, а в итоге, если вас это, конечно, интересует, получить неожиданные ответы на вопросы, поставленные в этой книге.

Сергей Жемайтис

Автор Сергей Жемайтис

Больше записей Сергей Жемайтис